"вирусы". Вирусные инфекции Презентация по биологии вирусы

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Сформировать представления и знания о вирусах, их природе, негативном влиянии на живые организмы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с вирусами - единственной формой жизни на Земле, их строением, особенностями поведения внутри клеток живых организмов.
  • Сравнить свойства вирусов и всех живых организмов; выявить закономерности размножения вирусов.
  • Напомнить об иммунитете человека, явлении фагоцитоза, о прививках.
  • Познакомить с наукой вирусологией, основоположником вирусологии - русским ученым - Д. О. Ивановским.
  • Учебные - наглядные пособия: таблицы Вирусы, Презентация Вирусы.

Термины: Вирусы, вирусология, фильтрующие вирусы, бактериофаги, пандемия.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Вокруг нас существует видимые и невидимые миры. Про видимый мир мы много знаем, а вот невидимый мир полон загадок и тайн и не всегда хороших. Слайд № 2, 3.

II. Изучение новой темы.

Предлагаю посмотреть слайды № 4, 5, 6. На первый взгляд хорошие поля, а если приглядеться, то листья растений в пятнах. Это болезнь - табачная мозаика. А возбудитель болезни - вирусы. Слайды № 7,8.

Фильтрующие вирусы. Слайд № 9. Сообщение ученика.

Вирусы - единственная неклеточная форма жизни на Земле. В переводе с латинского - яд. О том, как устроены вирусы узнаем, посмотрев слайды № 10, 11, 12. А теперь зарисуем и подпишем составные части.

Предлагаю учащимся вспомнить свойства всех живых организмов и закрепить на доске полоски-свойства (Приложение № 1). Для того, чтобы определить свойства вирусов рассмотрим слайд № 13. Для них характерны всего три свойства живых организмов: 1) размножение, 2) наследственность, 3) изменчивость.

Наука о вирусах - Вирусология. Основоположник науки русский ученый - Д. О. Ивановский. Слайды № 14, 15. Сообщение ученика.

Ученые до сих пор спорят, кем или чем являются вирусы: вещество или живое существо. Сегодня многие ученые считают, что вирусы мостик между живым и неживыми мирами и являются основными участниками эволюции. Слайд № 16.

Поселяясь в клетках живых организмов вирусы, вызывают многие болезни: грипп, оспу, корь, полиомиелит. Слайды № 17, 18, 19.

Тест - задание (Приложение № 2). Ученики обмениваются тетрадями, проверяем задания всем классом, выставляем оценки.

Меры борьбы с вирусами - Слайд № 19, 20. Сообщения учеников об ученых: И.И. Мечникове, Луи Пастере, Дженнере. Слайд № 21.

Поведение вирусов при попадании в клетки растений, животных и человека неоднозначно: 1) уничтожают клетку хозяина; 2) замирают, никак не проявляя себя; 3) изменяют генетический материал ДНК клетки хозяина на свой - идет сборка фрагментов нитей ДНК или РНК и белковых тел (капсидов).

Использование ослабленных или погибших вирусов для вакцинации. Слайд № 22

III. Обобщающие вопросы:

  1. Вирусы - вещество или существо?
  2. Имеют ли вирусы клеточное строение?
  3. Особенности строения вирусов?
  4. Что такое капсид?
  5. Как много нуклеиновых кислот содержатся в вирусах?
  6. Свойства вирусов?
  7. Проявляется ли у них обмен веществ и энергии?
  8. Способны ли вирусы расти?
  9. Способы размножения вирусов?
  10. Как называется наука о вирусах?

IV. Выводы.

Вирусы - это единственная неклеточная форма жизни на Земле, которая вне клетки никак себя не проявляет, а является промежуточным звеном между живой и неживой природой.

V. Итоги.

Оценки: за сообщения, за тест-задание, ответы на вопросы. Молодцы.

Оценку "отлично" и особую благодарность за помощь в оформлении презентации ученику 10 "р" класса Дерябину Сергею.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 11 ВИРУСЫ ВСЕГДА НЕ ДАЮТ СПОКОЙНО ЖИТЬ… Учитель биологии: Медведева Екатерина Александровна

Разнообразие размеров вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИРУСОВ В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью Палочковидная частица вируса табачной мозаики. Цифрами обозначены: (1) РНК-геном вируса, (2) капсомер, состоящий всего из одного протомера, (3) зрелый участок капсида.

В 1898 году голландец Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»), чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей.

СТРОЕНИЕ ВИРУСА

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРУСОВ ДЕЗОКСИВИРУСЫ РИБОВИРУСЫ 1. ДНК двухнитчатая 2. ДНК однонитчатая 1. РНК двухнитчатая 2. РНК однонитчатая 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: аденовирусы 1.1.2. С внешними оболочками: герпес-вирусы 1.2. Смешанный тип симметрии: Т-четные бактериофаги 1.3. Без определенного типа симметрии: оспенные вирусы 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: крысиный вирус Килхама, аденосателлиты 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: реовирусы, вирусы раневых опухолей растений 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: вирус полиомиелита энтеровирусы, риновирусы 2.2. Спиральный тип симметрии: 2.2.1. Без внешних оболочек: вирус табачной мозаики 2.2.2. С внешними оболочками: вирусы гриппа бешенства, онкогенные РНК-содержащие вирусы

ЗНАЧЕНИЕ ВИРУСОВ 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.

СПИД. ВИЧ. Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих. Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа

2. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖИВОТНЫХ И НАСЕКОМЫХ 1. У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; 2. У насекомых - полиэдроз, грануломатоз. Вирус бешенства

3. ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ У растений – мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий – их распад. Пестролепестость, как и другие вирусные заболевания, не излечиваются.

4. БАКТЕРИОФАГИ – «ПОЖИРАТЕЛИ БАКТЕРИЙ» 1. Открыты в 1917 году одновременно во Франции и Англии. 2. Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия). Схематичное строение Т-фага кишечной палочки со смешанным типом симметрии: 1 - кубоидальная капсидная головка; 2 - двухнитчатая ДНК; 3 – стержень; 4 - спиралеобразный сокращающийся капсид (чехол); 5 - базальная пластинка; 6 - хвостовые фибриллы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Разделы: Биология

Задачи урока:

Оборудование:

учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.

Тип урока:

изучение нового материала; первичное закрепление знаний.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– По планете свирепствует птичий и свиной грипп. Стихийным злом заболеваний являются вирусы. По данным ВОЗ свиным гриппом в мире заболело 285138 человек. Умерли 3635. Ежегодно в мире сезонным гриппом (слайд 4) заболевают около миллиарда человек. Умирают 3 миллиона.

II. Изучение нового материала.

– На уроке мы познакомимся с вирусами. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях: “Вирусы”.

1. История открытия вирусов.

– Сообщения учащегося. Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И.Ивановским (слайд 5) при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев) (слайд 7). Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют “фильтрующимися” вирусами. Вирусология-наука, изучающая вирусы.

2. Общие сведения о вирусах .

Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

3. Химический состав и строение вирусов.

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом. (Слайд 6) (Слайд 7)

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими (Слайд 8) или РНК-содержащими (слайд 7).

4. Функция частей вируса. Заполнение в тетради таблицы. (Приложение 1 )

(слайд 7),(слайд 8)

Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Самостоятельная работа по карточкам . Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки (Слайд9) и вируса табачной мозаики(слайд 7) Все данные заносят в таблицу. (Приложение 2 )

Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни .

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую (слайд10)

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

5. Рецепторным эндоцитозом называют путь проникновение вируса в клетку. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:

1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам;

2) образование вакуоли/эндоцитоз/;

3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран (слайд 11)

6. Размножение вируса /только в клетке хозяина/

1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение)

2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина)

3) Сборка вирионов.

– По завершению сборки вирионы выходят из клетки. В одних случаях из погибшей клетки, а в других из живой клетке. Иногда, вирус проникший в клетку не подает никаких признаков жизни. Они проявляются, когда вирус попадает в восприимчивую клетку и заражает её. Например: вирус гепатита (слайд12) размножается в клетках печени, вирус гриппа (слайд 4) в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита (слайд 13) в клетках нервной ткани.

Где размножается Вирус иммунодефицита человека? (слайд 3)

Ответ учащихся: Т-лимфоциты,клетки иммунной системы

Сообщения учащегося . СПИД (ВИЧ) , или синдром приобретенного иммунодефицита человека,– вирусное заболевание, передающееся половым путем или через инъекции, сделанные с нарушением правил стерильности. Эпидемия распространяется среди наркоманов (слайд 14) и людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Болезнь проявляется в виде воспаления легких, опухолей, сепсиса и других инфекционных заболеваний. Передается половым путем, зараженными шприцами (слайд 14),от зараженной матери к ребенку (слайд 15),при переливании крови, пересадке органов и тканей. Вакцины против вируса нет!

– Вирусы, поступившие в живую клетку: 1) управляют клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою генетическую информацию. Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевания человека (слайд 16), растений (слайд 17, слайд 18).

– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

– Учащиеся заполняют таблицу (Приложение 3 ) (слайд 19)

Вывод : Вирус-Биосистема Организменного уровня.

III. Закрепление знаний

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточное строения.

Ответ учащихся: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены-“плохие новости” приводят к нарушениям нормальных процессов в клетке и к гибели.

Стратегия жизни вирусов?

Ответ учащихся: безудержное размножения.

IV. Тестовая работа (Приложение 4)

V. Домашнее задание:

в номинации

«Лучшая интерактивная поддержка урока»

Тема урока по биологии в 7 классе

«Вирусы»

СОШ № 32

Белякова Л.В.


Задачи урока :

Образовательные

  • сформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,
  • сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности;
  • истории открытия вирусов;
  • значение вирусов для человека;
  • познакомить с наиболее распространными вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики;

Развивающие

  • продолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений;

Воспитательные

  • формировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Форма проведения и методы работы на уроке:

  • урок с использованием ИТ.; технологии критического мышления; проблемного обучения на основе деятельностного подхода, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, учебные электронный учебник «Кирилла и Мифодия»

Перечень цифровых ресурсов и программ.

При подготовке к уроку были использованы:

  • « Биология» (Кирилл и Мефодий),
  • программные средства Microsoft Word, Microsoft Power Point
  • Интернет-ресурсы
  • http://www.kozlenkoa.narod.ru/
  • http://schools.techno.ru/sch1529/genetic/index.htm
  • http :// www . tambov . fio . ru / vjpusk / vjp 043/ rabot /31/ urok 1. html
  • http :// schools . keldysh . ru / sch 1952/ Pages / Timokhina 204/ zac 1. html

Естествознание так ясно показывает,

что самое таинственное,

самое волшебное протекает необыкновенно просто,

открыто и без всякой магии.

В.Гёте


Тема урока:

Вирусы.

Кто они - вещества или существа?


Вирус (от лат. virus - яд)

Вирус входит в царство

VIRA .

представляют

собой простейшую

форму жизни на

Земле, занимая

пограничное

положение между

неживой и живой

материей.


Проблемный вопрос

Зная, что вирус не имеет

клеточного строения, как

можно доказать - вирус живое

существо или вещество?


Проблемный вопрос

Почему трудно вести борьбу

с вирусами- возбудителям

различных заболевание

и полностью их обезопасить?


Цель урока

  • изучить строение вирусов;
  • изучить значение вирусов;
  • определить, что это-вещество или живое существо;
  • познакомится с наиболее распространенными и опасными

вирусными заболеваниями человека.


Справочная информация

1887г. - Крым , плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.

Сельское хозяйство несло убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый. Однако задача оказалась весьма непростой.


История открытия

1892 год, русский ботаник

Дмитрий Иосифович

Ивановский

открыл вирус табачной мозаики,

получив инфекционный экстракт

из растений табака, пораженных

мозаичной болезнью.


« Исследовательская лаборатория»

Задание 1. Рассмотрите строение вирусов и ответьте на вопрос: Чем вирусы отличаются друг от друга?

Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, оттметте признаки живой материи и неживой материи. Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания №2 в информационном листе (групповая работа).

Задание 3. Изучите текст, рисунки вашего учебника, и предложенные материалы информационного листа. Какое строение имеет вирус ТМ? Подпишите названия составных частей на рисунке. Ответьте на вопросы (индивидуальная работа)

Какое строение имеет вирус табачной мозаики?

Как называется белковая оболочка вируса?

Задание 4. Рассмотрите строение бактериофага и подпишите его части. Ответьте на вопрос: Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг? (работа в парах)


Строение вируса

Химические вещества .

  • Белки
  • Углеводы
  • Липиды

Нуклеиновая

кислота

Капсид

Вирусы

По строению:

Простые или

Вирионы разных вирусов: а–вирус оспа -вакцины;

б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В,

г–аденовирус человека,

д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А,

ж–бактериофаг лямбда

Вирусы

По составу:

ДНК или РНК содержащие


Строение вируса бактерий

Вирус бактерий- бактериофаг (фаг)

Бактериофаги –

«пожиратели бактерий»

Открыты в 1915 - 1917 году одновременно

во Франции и Англии – Ф.ТУОРТ

Используют при лечении заболеваний

вызываемых некоторыми бактериями.

Схема внедрения фаговой ДНК в

клетку бактерии-хозяина


Цикл развития вируса.

1. Процесс адсорбции.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки.

2. Процесс инъекции .

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты.

3. Процесс редупликации.

Самовоспроизведение молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

4. Процесс синтеза.

Синтез вирусных белков и ферментов.

5. Процесс самосборки вируса .

Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида.

6. Процесс лизиса.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.


« Медицинская диагностика»

Познакомьтесь с перечисленными вирусными заболеваниями и распределите их в соответствующие колонки (болезни растений, животных и человека)

Ящур, корь, скручивание листьев томата, чума птиц и

свиней, бешенство, энцефалит, оспа, полиемилит, герпес,

паротит (свинка), гепатит, краснуха, бородавки, СПИД, желтуха свеклы, бронзовость томата


Вирус иммунодефицита человека

Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом . Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих


Значение вирусов. Заболевания человека

корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.

Ребенок больной оспой Человек больной гриппом


Значение вирусов. Заболевания животных

У животных вирусы вызывают:

ящур, чуму,

бешенство;

У насекомых –

полиэдроз,

грануломатоз.

Вирус бешенства

животных


Значение вирусов. Заболевания растений

У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы,

карликовость; наконец, у бактерий - их распад.


Домашнее задание

  • Прочитать параграф 2, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему.
  • Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет.
  • Составить перечень сайтов Интернета, где можно найти информацию о вирусах;
  • Приготовить презентацию, используя программные средства

Microsoft Word , Microsoft Power Point


Характеристика вирусов

Вирусы открыты в 1892 г. Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака

Вирус МБТ

(мозаичной болезни табака, РНК-геномный)


Характеристика вирусов

  • Если вирус находится внутри клетки-хозяина, то он существует в форме нуклеиновой кислоты.
  • Если вирус вне клетки хозяина, то он существует в форме вириона.

Компоненты вириона:

  • Сердцевина – генетический материал (или ДНК, или РНК)
  • Капсид – белковая оболочка, окружающая нуклеиновую кислоту

3. Суперкапсид – дополнительные оболочки

Характеристика вирусов

Бактериофаги имеют большое практическое значение и являются важным объектом научных исследований в области молекулярной биологии.


Характеристика вирусов

Вопрос о происхождении вирусов до конца не выяснен. Вирусы представляют собой автономные генетические структуры, но они не способны развиваться вне клетки. Вместе с тем, нуклеотидный состав нуклеиновых кислот и генетический код вирусов и клеточных организмов одинаков. Поэтому можно предположить, что вирусы возникли позже возникновения клеточной организации.

Наиболее вероятно, что вирусы возникли в результате деградации клеточных организмов . Вероятно, вирусы можно рассматривать как группу генов, вышедших из-под контроля генома клетки.


Характеристика вирусов

Размеры вирусов колеблются от 10 до 300 нм. Форма вирусов разнообразна: шаровидная, палочковидная, нитевидная, цилиндрическая и др.

В зависимости от типа нуклеиновой кислоты, входящей в состав вируса, различают:

ДНК-геномные вирусы;

РНК-геномные вирусы.


Характеристика вирусов

Капсид выполняет, прежде всего, защитную функцию. Кроме того, обеспечивает осаждение вируса на поверхности клеточных мембран (содержит рецепторы, комплементарные рецепторам мембран клеток).

Суперкапсид характерен для сложноорганизованных вирусов (вирусы ВИЧ, гриппа, герпеса). Возникает во время выхода вируса из клетки-хозяина. Он представляет собой модифицированный участок ядерной или наружной цитоплазматической мембраны клетки-хозяина.


Репродукция вирусов

Репродукция вирусов. Только внедряясь в клетку-хозяина вирус может воспроизводить себе подобных, он подавляет процессы транскрипции и трансляции веществ, необходимых самой клетке, и "заставляет" ее ферментные системы осуществлять репликацию своей нуклеиновой кислоты и биосинтез белков вирусных оболочек. После сборки вирусных частиц клетка либо погибает, либо продолжает существовать и производить новые поколения вирусных частиц.


Репродукция вирусов

Цикл репродукции вируса складывается из нескольких стадий:

1. Осаждение вируса на поверхность мембраны клетки. Возможно в том случае, если рецепторы клеточных мембран и капсида вируса комплементарны.

2. Проникновение вируса в клетку . Многие вирусы проникают в клетку путем эндоцитоза. Происходит слияние мембраны вируса и наружной цитоплазматической мембраны, и вирус оказывается в цитоплазме клетки. Ферменты лизосом разрушают капсид вируса, и его нуклеиновая кислота освобождается.


Репродукция вирусов

Проникновение фагов происходит за счет частичного разрушения оболочки клетки фаговым лизоцимом. НК вируса проникает в клетку после сократительной реакции отростка фага.

Затем происходит подавление функционирования генетического аппарата клетки, прекращается синтез белков и нуклеиновых кислот клетки, белок-синтезирующий аппарат клетки переводится под контроль генома вируса.


Репродукция вирусов

4. Синтез белков капсида

  • 3. Репликация нуклеиновой кислоты вируса . Поскольку генетический аппарат вирусов разнообразен, механизмы репликации различны. У двуцепочечных ДНК-геномных вирусов репликация происходит так же, как у всех живых организмов. 4. Синтез белков капсида . Биосинтез белков капсида вируса начинается позже репликации, причем используется белоксинтезирующий аппарат клетки-хозяина.

5. Сборка вирионов . Сборка вирусных частиц начинается после того, как количество компонентов вируса в клетке достигает определенного предела.


Репродукция вирусов

  • Происходит самосборка, белковые субъединицы капсида определенным образом располагаются вокруг нуклеиновой кислоты.

6. Выход вирусов из клетки . Чаще всего происходит в результате разрушения клетки вирусным лизоцимом. Сложноорганизованные вирусы выходят из клетки путем почкования, при этом они приобретают суперкапсид.


Стадии репродукции ДНК-содержащих вирусов на примере бактериофагов

Выход вирусов из клетки

Репликация нуклеиновых кислот вируса

Синтез вирусных белков

Встраивание вирусной ДНК в хромосомную ДНК клетки-хозяина

Проникновение вируса – введение вирусной ДНК в клетку-хозяина

Осаждение на поверхности бактериальной клетки

Самосборка вирусов


Вирус иммунодефицита человека внедряется в чувствительные клетки. Основные клетки-мишени - CD 4 -лимфоциты (хелперы), так как на их поверхности есть белки С D -4 – рецепторы, способные связываться с поверхностным белком ВИЧ.

В меньшем числе они содержатся на мембранах макрофагов, еще в меньшем - на мембранах В-лимфоцитов. Кроме того, ВИЧ поражает нервные клетки, клетки кишечника.

Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет.


Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Строение . Возбудитель СПИДа (ВИЧ) - относится к ретровирусам . Диаметр 100-150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина.

В мембрану встроены рецепторные образования, по виду напоминающие грибы. Рецепторы на белок С D -4.

Под наружной оболочкой белковый вироскелет, в центре – сердцевина вируса, в форме усеченного конуса и образована особым белком.

Внутри сердцевины располагаются две молекулы вирусной РНК , связанные с низкомолекулярными белками основного характера.


Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ. Три из них являются структурными, три - регуляторными и три - дополнительными. Кроме того, сердцевина содержит фермент обратную транскриптазу, осуществляющую синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК.

Заражение:

половые контакты; переливание крови; пересадка органов; загрязненные медицинские инструменты; во время беременности;

при родах.


Значение вирусов

Вирусы способны поражать большинство существующих живых организмов, вызывая различные заболевания.

К числу вирусных заболеваний человека относятся, например, грипп, герпес, клещевой энцефалит, оспа, бешенство, корь, желтая лихорадка, инфекционный насморк и т.д.

У животных – ящур, коровья оспа, бешенство и др.

У растений – МБТ (мозаичная болезнь табака), вирусы могут определять пятнистость окраски цветков (например, у тюльпана), изменения окраски листьев у многих растений.


Повторение:

Какие стадии развития ВИЧ отмечены на рисунке?


Повторение:

  • Впервые вирусы были открыты в 1892 г. ….
  • В клетке-хозяине вирусы находятся в форме ….
  • Оболочки вируса называются ….
  • Нуклеиновая кислота вирусов может быть ….
  • На первом этапе взаимодействия с клеткой-хозяином происходит ….
  • На втором этапе - ….
  • Проникшая НК может встроиться в НК клетки-хозяина, при репликации происходит ….
  • На подготовительном этапе вирусная НК ….
  • Синтезу вирусных белков предшествует ….
  • После репликации и синтеза вирусных белков происходит ….
  • Бактериофаги имеют следующее строение: ….
  • К изученным РНК-геномным вирусам, поражающим растения относится ….
  • СПИД вызывается вирусом ….
  • Рецепторами на ВИЧ являются белки …, находящиеся в мембранах клеток ….
  • К числу вирусных заболеваний человека относятся ….