Тёплый ламповый звук. Колонка (аудиофила) N1

March 6th, 2011 , 09:10 pm

ТЛЗ. Как бы приборы показывают, что транзисторные усилители лучше. А вот аудиофилы хвалят ламповые.

Как-то прочитал в одном форуме, что якобы немалая часть фишки ТЛЗ в том, что в ламповых усилителях плохая связь с динамиками по напряжению, а больше по току. Что, якобы, если взять "ламповые" колонки и подключить их к транзисторнуму усилителю через балласт в несколько ом, то получится хорошее приближение ТЛЗ.

Если динамик приводится в действие током, то внутренности и наружности колонки будут сильнее связаны акустически. При этом внешние звуки смогут резонировать с внутренностями колонки, так, как если бы она была вообще отключена от усилителя, но зато и внутренние переотражения будут так же легко выходить наружу вместо того, чтобы накапливаться.

Понятно, что в реальности имеет место нечто среднее.

Вообще, колонки обычно рассчитываются из условия, что управлять ими будут напряжением, а не током. Но, с другой стороны, если управлять колонками током, то, хоть мы и получим гармонические искажения на электрических фильтрах и динамической головке, мы зато уменьшим влияние переотражений, способных, по-идее, сильно изгадить импульсный отклик, да ещё и нелинейностей добавить.

Изучал ли кто-нибудь этот вопрос? Пробовал ли управлять колонками током? Или включать резистор в цепь, как некоторые советуют? Как меняется звук?

UPD: "Ламповые" колонки -- это колонки, предназначенные для использования с ламповыми усилителями, отличаются видом зависимости комплексного электрического сопротивления от частоты, в чём именно отличие -- я не помню.

UPD2: Взял 3-полосную колонку и попробовал постучать по среднечастотному динамику при закороченной и разомкнутой цепи. Звук разный. При закороченной цепи, звук резкий и упругий, как если стучать по пластмассе или сильно натянутой жесткой пленке. При разомкнутой, звук тоже упругий, но мягкий и смазанный, как если стучать по тугому дивану или подвешенному ковру.

Их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвёртая), из-за чего наблюдется более «мягкий» звук, или как его часто называют - «тёплый», «ламповый».

Ряд авторов причиной «транзисторного» звука считают не сам транзистор, а отрицательную обратную связь , которая характерна для схемотехники транзисторных усилителей. Этот аргумент весьма спорный, так как значительная часть ламповых усилителей (а промышленного изготовления - почти все) также имеет ООС.

Строго говоря, приверженцы «лампового звука» придерживаются различных точек зрения на указанную тематику: научной и эзотерической . Сторонники научной точки зрения аргументируют свои доводы физическими особенностями усиления сигналов электровакуумными и полупроводниковыми приборами. Стронники эзотерической точки зрения, как правило, игнорируют физические особенности усилительных приборов, а преимущества «лампового звука» аргументируют, апеллируя к слуховому опыту, музыкальным пристрастиям.

Пережив небывалый взлет популярности в 90-х - 2000-х годах «ламповый звук» сегодня переживает не лучшие времена и его будущее весьма туманно.

Научное обоснование и критика

Признавая факт устаревания электронных ламп как усилительных приборов, большие массогабаритные характеристики и низкую энергетическую эффективность ламповых устройств, сторонники «лампового звука» обычно высказывают следующие аргументы в пользу превосходства усилителей на электронных лампах:

  1. Электронные лампы, особенно триоды имеют очень широкий линейный участок ВАХ , что позволяет отказаться от отрицательной обратной связи по переменному току или снизить её глубину. Транзисторы, в особенности биполярные, обладают большей нелинейностью, из-за чего в аудиоаппаратуре применяются чаще всего с отрицательной обратной связью (ООС) либо с местной ООС, охватывающей один каскад, но, как правило, с общей ООС, охватывающей весь усилитель.
  2. ВАХ электронных ламп практически не зависит от температуры окружающей среды (так как температура накаленного катода существенно выше), следовательно не нуждаются в глубокой ООС по постоянному току для стабилизации режима каскада.
  3. Наличие ООС в усилителе приводит к искажению динамических характеристик сигналов, что особенно заметно при воспроизведении ударных и струнных инструментов. В этом плане ламповые усилители, которые обычно строятся без ООС, имеют преимущества.
  4. Электронные лампы, особенно пентоды (лучевые тетроды), характеризуются очень высокими коэффициентами усиления, что позволяет строить усилители с малым числом каскадов (2 - 3), что снижает общий уровень искажений.
  5. В ламповых усилителях практически всегда используется выходной трансформатор, применение которого позволяет оптимально согласовать оконечный каскад с нагрузкой и тем самым снизить уровень искажений, вносимых оконечным каскадом. Исключение составляют ламповые усилители для наушников со сравнительно высоким сопротивлением, которым выходной трансформатор не требуется.
  6. Меньший уровень интермодуляционных искажений. С точки зрения сторонников «лампового звука», интермодуляционные искажения являются ключевым недостатком транзисторных усилителей.

Противники лампового звука приводят контраргументы каждому доводу:

  1. Транзисторы не имеют столь длинного линейного участка ВАХ, но могут работать при меньших амплитудах напряжений, нежели триоды, что нивелирует указанный недостаток транзисторов.
  2. Температурный режим может быть стабилизирован и для транзисторного каскада с использованием системы охлаждения.
  3. Принципиальной необходимости в ООС в транзисторных усилителях тоже нет. Просто схемотехника ламповых каскадов была разработана ещё в 20-е - 30-е годы, когда теория ООС была ещё недостаточно разработана. Транзисторная схемотехника возникла позже и в ней уже применялись все знания теории ООС. Однако транзисторные (особенно на полевых транзисторах) каскады без ООС вполне работоспособны.
  4. Пентоды и лучевые тетроды характеризуются высоким коэффициентом усиления, но их линейность гораздо хуже чем у транзисторов. Поэтому любители «лампового звука» редко применяют многосеточные лампы в своих разработках или используют их в триодном включении. А триоды имеют значительно меньшие коэффициенты усиления чем транзисторы.
  5. Нет принципиальных ограничений на использования выходного трансформатора в транзисторных усилителях. Более того, транзисторные усилители с выходными трансформаторами изготавливаются любителями и выпускаются серийно.
  6. Теория интермодуляционных искажений появилась уже после заката эры ламповой звукотехники и в настоящее время активно развивается именно для транзисторных усилителей. Для ламповых усилителей этот вопрос практически не исследован. Поэтому ламповые и транзисторные усилители сравнивать по этому критерию практически невозможно.

Дополнительно указываются следующие недостатки усилителей на электронных лампах:

Основные течения и ответвления

По состоянию на конец первого десятилетия XXI века «ламповый звук» можно рассматривать как широко известное явление. В мире выпускаются ламповые усилители, использующие как классическую, так и новую схемотехнику, издается новая литература по ламповой схемотехнике, существуют интернет-ресурсы, посвящённые этой тематике. Тем не менее, среда поклонников «лампового звука» неоднородна, как и не однородны типы ламповой звукотехники. Поэтому здесь следует выделить ряд основных идейных течений и ответвлений от них.

Коммерческие реализации

В 90-х годах 20-го века в различных странах, прежде всего в Японии , США , Германии и России , а позже в Тайване и Китае был создан ряд компаний, специализирующихся на выпуске ламповой звукотехнической аппаратуты и аккустических систем для нее. Данные изделия выпускаются различными тиражами и имеют широкий диапазон цен, от low-cost решений китайских производителей (в частности под торговой маркой Music Angel) до штучных изделий ценой в сотни тысяч долларов, например Ongaku фирмы AudioNote (Япония). Для комплектации такой продукции электронными лампами были вновь пущены производственные мощности ряда заводов, в том числе ПО «Светлана». Была начата разработка новых типов электровакуумных приборов, например лампа SV572. Мировой экономический кризис 2008-го года сильно снизил спрос на подобные сверхдорогие изделия. К тому же ряд производителей элитной полупроводниковой аппаратуры выпустил на рынок принципиально новые изделия, по качеству звучания значительно превосходящие ламповые, да и сами потребители столкнувшись на деле с «ламповым звуком» и поняв, что по большому счету, ничего выдающегося в нем нет начали терять к нему интерес. В результате многие производители новой ламповой аппаратуры обанкротились или перепрофилировались. Пришло в окончательный упадок и производство электронных ламп. Новые их типы так и не были выпущены серийно. Будущее этой отрасли весьма туманно. Вполне возможно, что через определенный период времени придет очередной всплеск интереса к «ламповому звуку», но наиболее вероятно, что этого уже не произойдет, так как интерес 90-х - 2000-х годов был, по большей части, подогрет поколением людей, которые еще застали «ламповую эпоху». Дефицитность винтажных компонентов также ставит под сомнение возможность коммерческого успеха ламповых проектов в будущем.

Hi-End

Представители данного направления рассматривают ламповые усилительные системы как средство достижения наилучшего качества звуковоспроизведения. Однако данное течение также является неоднородным и в нём можно выделить ряд ответвлений, отличающихся, в основном, критериями качества звуко­вос­произ­ве­де­ния. Здесь следует понимать не числовые значения показателей качества, а сам набор этих показателей. В частности, ряд конструкторов звукотехники (например, Ю. А. Макаров ) во главу угла ставят такой фактор, как приведённая скорость нарастания напряжения выходного сигнала и значение его низшей граничной частоты, а также выходное сопротивление (т. н. dumping factor ). Другие авторы (например, японские: Х. Кондо, С. Сакума) большее внимание уделяют гармоническому составу выходного сигнала. При этом, практически все последователи направления Hi-End сходятся в том, что мощность выходного сигнала не является определяющим фактором.

Представители данного направления в основном развивают схемотехнику однотактных выходных каскадов, но встречаются и приверженцы двухтактных. Тем не менее, практически представители данного направления придерживаются презумпции объективных характеристик над субъективными оценками. Это, в частности, определяет выбор ламп и других компонентов не по звуковой сигнатуре, а по данным инструментальных исследований.

Достаточно часто разработки, выполненные представителями данного направления, продаются (в том числе с аукционов) или далаются на заказ. Но, чаще всего, это конструкции, которые их авторы реализуют для себя и не планируют их коммерческий успех. В подавляющем большинстве случаев после запуска в работу устройства непрерывно модернизируются их авторами.

«Тёплый звук»

Представители данного направления априори не отказываются от высокой верности звуковоспроизведения, но при этом считают, что главная задача аппаратуры - вовлекать в музыку. Это определяет основной подход к построению аппаратуры представителями данного направления - компоненты подбираются не только по техническим характеристиками, а по «звучанию». При этом авторы часто используют компоненты, например, радиолампы, в режимах, отличных от рекомендованных, зачастую, с превышением предельно допустимых параметров.

Указанное направление также имеет ряд ответвлений. Часто представители данного направления, неверно понимая физические и пихоакустические особенности «лампового звучания», начинают применять лампы их в тех узлах звукотехнической аппаратуры, где использование ламп либо вообще не оказывает влияние на прохождение сигналов звуковой частоты (например, в стабилизаторах питания накальных цепей других ламп усилителя), либо, где использование ламп нецелесообразно по причине высокого уровня микрофонного эффекта , а их линейность не играет никакой роли (например, во входных каскадах микросигнальных цепей: RIAA-корректорах, усилителях воспроизведения магнитофонов). Встречаются и совершенно абсурдные решения, как использование ламповых генераторов сигналов для тактирования цифровых устройств, например, проигрывателей компакт-дисков . Как правило, такие решения предлагают технически некомпетентные авторы.

Существуют также и радикальные течения, представители которых полностью игнорируют схемотехнические аспекты использования ламп и других компонентов, ставя на первое место субъективные ощущения от прослушивая. Указанные лица оперируют такими лженаучными понятями, как «направленность проводника» . Среди представителей радикального направления пользуются популярностью винтажные электронные компоненты, выпущенные в 20-е и 30-е годы такими фирмами как «Вестерн Электрик», «Клангфилм», «Telefunken » и др., как, якобы, обладающие «исключительной способностью вовлекать в музыку» и «передачей эмоций без потерь и искажений» . Свою техническую некомпетентность указанные авторы и их поклонники пытаются маскировать своим «тонким музыкальным слухом», «посвящённостью» и другими субъективистскими аргументами.

Радиолюбительские конструкции

Радиолюбительские ламповые звукотехнические устройства обычно создаются в целях эксперимента - «прикосновение к истории» или получения лампового звука - «за разумные деньги». Это направление популярно во всем мире. Важно и то, что любительская постройка лампового усилителя значительно проще с позиций схемотехники по сравнению с полупроводниковыми устройствами, требующими гораздо большего числа элементов и точного расчета всех цепей, что часто является определяющим фактором для радиолюбителя. Зачастую характеристики самодельных устройств весьма скромные по сравнению не только с заводскими ламповыми усилителями класса Hi-End, но и с аналогичными самодельными усилителями на полупроводниковых приборах. Часто радиолюбители ставят своей задачей создать схемотехнически оригинальную конструкцию, без особой оглядки на качество звучания: например, с управлением пентодом не по первой, а по второй сетке или, например, цирклотрон или использование электронно-светового индикатора («магического глаза») в качестве усилительной лампы.

С середины 1990-х годов российский радиолюбитель А. И. Манаков (известный в радиолюбительском интернет-сообществе как Гэгэн) опубликовал описание ряда любительских усилителей на электронных лампах, построенных по схемам, сильно отличающимся от классических и обладающих достаточно высокими характеристиками. Вне интернет-сообщества эти конструкции были популяризированы в книге М. В. Торопкина «Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками».

В 2005 году интерес к несложным любительским ламповым конструкциям был подогрет публикацией в журнале «Радио » цикла статей С. Н. Комарова, посвящённым схемотехнике двухтактных усилителей . После данного цикла статей, публикации в журнале «Радио», посвящённые ламповой звукотехнике стали регулярными.

Следует отметить, что интерес к самодельным ламповым устройствам в середине 2000-х годов вызвал бурный рост цен на электронные лампы, транформаторы, обмоточный провод, винтажные динамики и другую сопутствующую продукцию. В результате этого, а также по причине того, что все данные изделия уже давно не выпускаются серийно и стали дефицитными, в начале 2010-х годов интерес к ламповой схемотехнике в среде радиолюбителей вновь упал. Падению интереса также способствовал и тот факт, что создать приниципально новые схемотехнические решения на электронных лампах уже практические невозможно. Поэтому многие технические форумы по «ламповому звуку», популярные в середине 2000-х годов либо уже покинуты пользователями, либо перепрофилировались на эстетико-эзотерическую и коммерческо-потребительскую тематику или превратились в доски объявлений.

Винтажная аудиотехника

Ряд любителей лампового звука отдают предпочтение только серийной винтажной аппаратуре, выпущенной в годы расцвета ламповой схемотехники. Обычно к этой категории относятся любители музыкальных произведений прошлых лет (30-е - 60-е годы ХХ века). Их основная аргументация в общих чертах такова: «музыку 60-х нужно слушать на аппаратуре 60-х». Представители данного направления, обычно, не производят модернизацию аппаратуры и ограничиваются лишь её ремонтом.

См. также

Ссылки

  • Аудиопортал - один из крупнейших многопрофильных ресурсов указанной тематики
  • Любимые лампы - домашний сайт радиолюбителя Сергея Комарова, целиком посвящённый ламповой звуко- и радиотехнике, как исторической, так и современной. В основном - радиолюбительские конструкции.
  • Hi End - по русски! - домашний сайт Сергея Сергеева.
  • Винтажная электроника своими руками - самостоятельное создание hi-end ламповых усилителей радиолюбителями.
  • Наш аудиопортал - украинский ресурс по ламповому звуку
  • HiFi&HiEnd своими руками - домашний сайт Михаила Торопкина - один из старейших в Рунете по данной тематике
  • Welcome to ALTOR - домашний сайт Александра Торреса - ламповая и полупроводниковая звукотехника.
  • КлассикАудио - в основном обсуждается винтажная аппаратура и любительские конструкции на винтажных компонентах
  • Сквозь асфальт - сайт Анатолия Марковича Лихницкого. Авторские статьи в области звукотехники. Ранние - научно-технические, поздние - эстетико-эзотерические.
  • Форум АМЛ - форум А. М. Лихницкого. В основном эзотерической направленности.

Про "теплый" ламповый звук June 27th, 2017

Что такое ламповый звук? Много о нем существует и мифов, и ожесточенных споров, и честных попыток разобраться . Я попробую рассказать максимально просто, чтоб и не инженерам было понятно о чем идет речь. И если совсем образно, то ламповый звук — это примерно как пленочная фотография. С одной стороны — просто определенный этап развития техники, где каждый последующий, как правило, — совершеннее предыдущего. Например, цифровому фотографу сложно представить, какую проблему представлял расчет количества пленки, необходимого для съемки. В одной кассете помещалось пленки всего 36 кадров. Десять кассет — это уже кулек, но всего 360 снимков, причем до момента проявки ты не знаешь, что у тебя получилось. Да и сами проявка с печатью были нетривиальной проблемой. «Цифра» же радикально все упростила и технологически дала фотографу возможности, о которых в пленочную эру даже профессионалы могли только мечтать. Но с другой стороны, почему-то большой популярностью пользуются «фильтры» для придания «цифровому» снимку «пленочного» вида. В чем тут дело? Зачем и почему люди портят технически «более совершенные» кадры?

Дело тут в том, что человек (пока) —это аналоговая система, полная искажений и условностей, впрочем, как и остальной окружающий нас мир. Если же мы ощущаем что-то «дискретным», «симметричным» и «рафинированным», то мы такому подсознательно не «верим». Для нас оно становится «имитацией» или «неживым». И неважно речь идет о глянцевых «клубных муклах», цифровом фото или транзисторном звуке. Мы с трудом можем выразить возникающее чувство, но хорошо ощущаем «неправильность» правильного. И поэтому, например, женскую красоту а-ля Playboy 60-х с возрастом начинаешь ценить сильно больше аналогичных вариантов 2000-х (хотя бы потому, что уже точно знаешь как бывает на самом деле). То же самое происходит со звуком, с цветом, со вкусом. Везде, зашумленное и неправильное большинству подсознательно нравится больше, чем рафинированное. Мы так устроены.

Но вернемся к «ламповому» звуку. Усилители, построенные на лампах, при своей работе объективно вносят в исходный сигнал, значительно «больше» измеримых искажений, потребляют больше электричества, сильнее нагреваются, менее мощные, сложнее в эксплуатации и требуют регулярной замены (подстройки) ламп. Но при этом по сравнению с «транзисторами» ламповый звук воспринимается лучше. Почему?
Ответ прост «ламповый» звук: даже искаженный, больше напоминает по природе натуральный естественный, опознаваемый «своим» нашими органами чувств, а остальное легко исправят наше адаптивное восприятие. При этом насколько, с «рациональной» точки зрения ламповый звук «хуже», а «теплота» его — вымышлена, можно посмотреть тут:

Автор очень хорошо и правильно теоретически все объясняет. Грамотно и убедительно. Но к реальной жизни это имеет отношение примерно такое же, как и математика. С одной стороны, она — царица наук, а с другой — Теорема Гёделя о неполноте и невозможность описания с помощью математики чувственного восприятия.

Так как работает ламповый усилитель? Почему с ним продолжают «носиться», хотя, с технологической точки зрения, он, безусловно, проигрывает «транзистору» практически во всем?


  • Во-первых, «лампа» способна втискивать весь динамический диапазон сигнала в определенные рамки, без «отсечки» . Наверное все слышали как странно звучат «тарелки» через транзисторный усилитель? Почему так? Какой бы ни был диапазон транзисторного усилителя, но исходный сигнал будет все равно шире. Поэтому «транзисторы», все что не влазит в диапазон усилителя — отсекают и дальше работают с «оскопленным» сигналом, отчего и возникает неестественность звучания «тарелок» или щипковых в современной технике. «Лампа» в подобной ситуации ведет себя принципиально иначе, и хотя у нее, как правило, диапазон сильно уже, но она способна «втискивать» (осуществляя своеобразную аналоговую компрессию аудиосигнала) весь диапазон в существующие рамки. Получается «плотный» «сочный» звук, по природе своей напоминающий «настоящий», хотя и, в математическом смысле, сильно искаженный.



  • Во-вторых, «лампа» не разбирает целое на составляющие, чтоб после усиления собрать обратно «примерно» как было. Вместо этого, она работает с сигналом «в целом» . Да, объективно, «лампа» сильнее искажает сигнал, но при этом сохраняя его принципиальную природу, тогда как при транзисторном усилении на выходе сигнал имеет уже иную (по «гармоникам») «природу». Поэтому, хотя в математическом смысле, «транзисторный» сигнал ближе к оригиналу, но наши органы чувств будут ощущать его большую «искаженность»



  • В-третьих, мы живем в цифровом дискретном мире, но наши органы чувств все еще «аналоговые» и работают с «непрерывными» сигналами . Дискретный сигнал из файла, пройдя преобразование в

" по просьбам трудящихся решил немного осветить тему теплого лампового звука. Я не буду приводить графики и прочие цифры, все это уже будет похоже на научный труд, а не на обзорную статью.

Данное понятие зародилось очень давно, еще во времена зарождения полупроводников. Поскольку транзисторы, в те времена были, мягко говоря, не очень качественными, а схемы на германиевых приборах только начали появляться, то, как само собой разумеющееся образовался сабж. Плюс давайте добавим сюда не полное понимание работы транзистора, отсутствие схем и дороговизну самих компонентов. Радиолюбители использовали транзисторы по той же схеме как и лампы, но как Вы понимаете ничего хорошего из этого не получалось, либо схема не работала либо работала очень мерзко. Так же не забываем про мощные выходные транзисторы, если кто помнит, были такие П4Э редкостное говно. Позже появились и П213 и П214, которые немного улучшили ситуацию. В предварительных каскадах использовались транзисторы МП14, а впоследствии МП40-41-42. Были и в этой серии и малошумящие приборы, если не ошибаюсь это, были П28 и МП39Б, которые были жутким дефицитом, а поэтому если удавалось его достать, то ставили самым первым, что в принципе очень правильно. И не забываем, что транзисторы того времени обладали низким коэффициентом усиления, что приводило к увеличению числа каскадов и сложности схемы.

И как один из факторов можно добавить психологический аспект полярности питания. Как известно первые из транзисторов имели P-N-P переход, а это означало, что схема переворачивается с ног на голову. Как так, плюс на массе?! возмущались радиолюбители и продолжали использовать простые и надежные схемы на радиолампах.

Но прогресс не стоял на месте, транзисторы стали дешеветь, стало модным иметь маленький радиоприемник на батарейках, да и отсутствие прогрева, и моментальное включение и экономичность также не маловажные факторы.

На самом деле понятие Лапового Звука дожило и до нашего времени. Тогда как в начале истории транзисторов банально не было схем, но были детали посредственного качества, то сейчас это явление избыточности, моды и раскрутки понятия «Винтаж»

Хотя, действительно, звучание ламповой аппаратуры отличается от таковой на полупроводниках. Простой пример, если среднестатистический меломан включит старинную радиолу на вакуумных приборах, он будет удивлен. Да, действительно, она звучит не так как транзисторная, как-то не привычно, как-то по особенному. Через некоторое время, восторг сходит на нет и приходит понимание ситуации. Известно, что транзисторные усилители имеют выраженные не четные гармоники, тогда как ламповые наоборот: четные. Таким образом, ламповые усилители как бы маскируют изначально плохую запись, придают ей ламповую окраску, если можно так выразиться. Нет, все-таки качественная полупроводниковая аппаратура значительно превосходит по параметрам ламповых собратьев. Так в чем же дело? Давайте попробуем разобраться в этом интересном явлении теплого лампового звука. Итак:

ООС. Отсутствие в ламповых схемах глубоких, либо вообще как таковых, отрицательных обратных связей. В этом конечно есть рациональное зерно, ведь для ламп характерны более высокие линейные характеристики, чем для полупроводников. Именно для этого и вводится ООС. Но и не будим кривить душой, зачастую линейные схемы без ООС могут обеспечить куда меньше интермодуляционных искажений, которые мы все с вами так не любим.

И тут имеем самодельщиков, которые не ведают, что творят самостоятельно пытаются изготовить самый крутой ламповый усилитель. Знаний на постройку более или менее приличного аппарата не хватает, а поэтому в ход идут схемы, взятые у радиохулиганов, которые последние используют в качестве модуляторов для своих АМ передатчиков. Схема такого усилителя очень проста, обычно используется всего парочка ламп: 6Н2П и 6П14П к самим лампам нужно еще не много деталей. И вот схема собрана, кучерявым навесным монтажом и безобразной кучей хлама лежит на столе. Если схема заработала с первого включения (а чему там не работать?) то начинается магический подбор ламп в те или иные каскады, и зачастую можно увидать в предварительном усилителе лампы, которые для этого совсем не проектировались, автор лично видел, как использовали лампу 6П13С в первом каскаде. В запущенных случаях, никоем образом не допускается использование пальчиковых ламп, а только с октальным цоколем, ведь они древнее, больше, ламповее и теплее. Чаще всего это двойной триод 6Н8С и всеми горячо любимая легенда, пентод 6П3С. А все то, что осталось от изначального звука нужно подать непременно на колонки размером с трехстворчатый шкаф, с одним единственным широкополосным динамиком. А подается вся эта мерзость на акустическую систему через:

Трансформатор Выходной. Забавная вещица на самом деле. Имеет прокачанный и очень важный скил: «Срез верхних частот, которые возникли из-за самовозбуждения в результате монтажа описанного выше » Имеет большой вес и габариты, сравнимые с силовым трансформатором. Качественный выходной трансформатор стоит, примерно, автомобиль Российского производства средней потрепанности. Но денег на такие покупки нет, а поэтому в ход идут ТВЗ от ламповых телевизоров и радиол. В конце концов, наш герой, понимает, что данного трансформатора уже «не хватает» и нужно его заменить. Но на что? Конечно на трансформатор силовой, где его первичная обмотка включается в анод лампы, а накальная к динамикам. Получив таким образом «перенасыщенные басы» трансформатор перематывается бесчисленное количество раз. И плевать на то, что не все пластины собираются в обратно пакет, и не важно, что это все безобразие начинает звенеть и мозолить слух противным дребезжанием в такт музыке. Но, тем не менее, трансформатор очень хорошо подходит для согласования высокого выходного сопротивления ламповых каскадов с низкоомной нагрузкой. И в самом начале эры германиевых полупроводников, трансформаторы использовались и в транзисторных схемах.

Дальше новая дисциплина с силовыми трансформаторами. Изначально их извлекают из устаревшей аппаратуры, и без всякой переделки используют в своих конструкциях. Но однажды, юный любитель Теплого Лампового, собирает второй канал и вот тут начинаются проблемы. Не хватает анодного тока и под удвоенной нагрузкой очень даже не слабо проседает напряжение, что не лучшим образом сказывается на качестве звука. Проседает и накальное напряжение, и лампы начинают работать не в режиме. (Кстати, от избыточного так и недостаточного напряжения, как в цепи анода, так и в цепи накала, лампа очень быстро изнашивается, хотя и продолжает работать.) В этом случае наши герои либо перематывают трансформаторы, что не существенно помогает, потому как трансформатор выше положенной мощности не отдаст, либо устанавливают два силовых трансформатора, что в купе с двумя звуковыми делают агрегат стационарным и не резу не перемещаемым.

Но бывает и так, автор читал статью о том, как человек собрал ламповый усилитель по очень хорошей схеме, но вот с блоком питания не вышло. Средств на покупку двух киловаттного трансформатора у него не осталось, да и размеро-весовые характеристики переходили все разумные границы. И тут человека осенило: «Импульсный БП» Не смотря на все предрассудки и форумные протесты, блок питания был построен. И естественно дал прекрасные результаты, никакой просадки напряжения под нагрузкой и, не смотря на то говно, что у нас в розетках зовется электричеством. Но, в конце концов, открыв для себя высококачественные полупроводниковые УНЧ с лампами было покончено.

Ценителями Теплого Лампового Звука признается только навесной монтаж. Не один раз автором были замечены высказывания о том, что стеклотекстолит портит звук, не знаю как Вы, а я вот даже представить себе такого не могу. Печатный монтаж это зло, он не дышит и не имеет души, а еще, желательно, паять медью , как это было реализовано в батарейных ламповых радиоприемниках. Хотя и здесь можно проследить некую логику, пайка обычным припоем имеет большое переходное сопротивление, которое в десятки, а иногда и в сотни, раз превышает сопротивление печатного проводника. Так, что по сути пайка медью как таковой не является, это скорее сварка, сплавление металлов.

Итак, что мы можем вынести из нашей беседы. Лампы это конечно хорошо, они красиво светятся в темноте, согреют реальным, физическим, теплом и, в конце концов, это модно, круто и, в наше время, необычно. Я ни в коем случае не стану вас отговаривать от постройки лампового аппарата, наоборот, это весьма интересно и познавательно. Только помните, на анодах ламп ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ! Бывает, что гораздо выше, чем в электросети, не забывайте разряжать конденсаторы в цепи анодного напряжения. Так же не забывайте о температуре вакуумных приборов, она достаточно высока, чтобы получить ожог. А вот с практической точки зрения, для ежедневного домашнего прослушивания, не думаю, что это целесообразно.